Из книги "История Даа кожууна, Новосибирск. ООО "Сибирское книжное издательство . 2015"
Из книги "История Даа кожууна, Новосибирск. ООО "Сибирское книжное издательство . 2015"
20 век принес тувинскому народу великую историческую реформу, потому что в 1905 году в России была революция, в 1911 году победила буржуазная революция в Китае, тогда была маньчжурская империя. А Тува была в составе этой империи 157 лет. Империя рухнула, тогда встал исторический выбор перед тувинским народом. Правители старой феодальной Тувы написали обращение к русскому государству. Ноян (князь) Буян–Бадыргы, правитель Даа кожууна, высоко образованный человек в 1913 году обратился к русскому царю Николаю 2, чтобы тот принял тувинский народ под свое покровительство.
Николай Александрович Романов принял тувинский народ под свое покровительство в 1914 году. Исторически Тува легко могла присоединиться к Китаю, Монголии, к любому государству Востока, даже к Тибету, Индии. Но Буян–Бадыргы, дальновидный политик, выбрал Россию: это и есть самая светлая страница истории тувинского народа.
Сохранить территорию Урянхайского края – мудрая политика. Наши правители во главе с Буян–Бадыргы просили не призывать тувинцев в армию, не отправлять на фронт в первую мировую войну, и Николай 2 удовлетворил просьбу. Это тоже мудрое решение: сохранить малочисленный коренной народ центра Азии.
С этого времени, с 14 года, у нас началось градостроительство, появились новые села, деревни, города.Но традиции тувинского народа оставались: тувинцы охотники, земледельцы, скотоводы. Скотоводство было на очень высоком уровне: были тувинские породы домашнего скота, они хорошо выдерживали жестокие морозы, жаркие летние дни. Сохранить традиционную культуру тувинского народа – очень мудрое решение. Это очень важно.
Действительно, проблема перспектив самоопределения тувинского народа поднималась в рамках нескольких проектов.
Так, 25–26 июня 1921 года в Чадане в весьма сложных внешне – и внутриполитических условиях проходили переговоры между представителями двух Хемчикских кожуунов и русской делегацией для решения вопроса о дальнейшей судьбе тувинского народа. Хемчикские кожууны объединяли наибольшее число сумонов всей Тувы, и в них проживало большинство тувинского населения.
Представители хемчикских кожуунов, учитывая благожелательное отношение советского правительства, решили, что единственным самым верным вариантом для тувинского народа будет достижение полной самостоятельности Тувы. Решение данного вопроса в окончательной форме переносилось на будущий Все Тувинский Хурал.Предварительно решался также вопрос об организации центральной власти в Туве.
В 1935 году по Постановлению Совета Министров ТНР была создана новая географическая карта Тувы. Дзун–Хемчикский кожуун является одним из больших кожуунов по занимаемой площади, численности населения, по народному хозяйству. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 августа 1945 г. За №519/29 об административном составе Тувинской Автономной области поселок Чадан переименован в город.
Дзун-Хемчикский кожуун располагается в зоне континентального климата центральной части азиатского материка. Континентальность в условиях Республики Тыва усугубляется обрамлением низкогорного кожууна крупными горными массивами (Алтаем, Западными и Восточными Саянами хребтами Хандагайтинской группы Северной Монголии), а также сложным рельефом территории, состоявшим из ряда нагорий, горных цепей, лежащих между ними котловин.
Территория Дзун-Хемчикского кожууна в Северо-Западной части Республики Тыва, центром кожууна является г. Чадан в 225 км. от столицы республики города Кызыла.
Основным средством сообщения, связывающим с другими кожуунами является автотранспорт. Ближайшая железнодорожная станция Абаза, находится в 330 км.
Общая площадь кожууна 648456 га. Дзун-Хемчикский кожуун характеризуется резкоконтинентальным климатом и небольшим количеством атмосферных осадков.
По данным Чаданским метеостанции в течение ряда лет наблюдались: температурный минимум воздуха -49,7 С и максимум +38,5 С. Безморозный период составляет в среднем 108 дней.
В течение года преобладают ветры юго-восточного направления. Среднее число дней с суховеями на территории в теплый период составляют 30,5. Наибольшее число дней с сильным ветром с суховеями приходится на апрель, май, июнь месяцы. Сильные ветры и наибольшее количество осадков в весенние месяцы весьма благоприятны для ветровой эрозии, проявление которой и наблюдается на ряде ветроопасных участков.
Как уже было сказано выше годом возведения строительства г. Чадана является 1873 год – год строительства Нижнее–Чаданского Хурээ. Нижне – и Верхне Чаданские Хурээ играли большую роль в жизни населения кожууна.
Город Чадан стоит на перекрестке дорог в Западные кожууныи г. Ак–Довурак, в МНР и в Красноярский край. Дорогу в Монголию через село Хондергей называют «Великой стратегической дорогой», по этой дороге увозили для казни в Улясутай 60 – богатырей, 47 богатырям отрезали головы и снова привезли отрезанные головы в Чадан и развешивали на перевалах, для устрашения людей.
Чадаана. По одному преданию правитель – нойон не смог разрешить спор между родами; по другому – в битве ни одна из сторон не смогла одолеть другую. В обоих случаях связывается с монгольским глаголом чадаар(чада) «не мочь, несправляться». Существует и третье объяснение; когда в этих местах был страшный голод, народ вытерпел, вынес «шыдаан». Название реки связывается и с монгольским словом чадан «кое–как, еле–еле». Происхождение гидронима остается неясным. Чадаана (Чадан) – административный центр Дзун–Хемчикского района. Образован русскими крестьянами в 1873 году, как торговый центр факторий. Расположен на правом берегу реки Чадаана, численность около 10,300 тыс. человек. В 20 км. К востоку от города находится угольный разрез «Чаданский», обеспечивающий потребности западных районов в каменном угле.
Как описывает краевед – историк В. Родевич: «По Чадану, следующему правому притоку Хемчика, русских поселков нет, река эта небольшая, и вскоре переходит, вглубь страны, в степную и луговую широкую долину, изрядно заселенную сойотами, разбивающими свои улусы в рощах лиственницы на дне долины. В верстах в 30 от Хемчика на обширной лужайке среди топольника и лиственницы расположился главный стан урянхов – Хемчика тут ставка их князя – Ухир- Даа и его приближенных. Это и есть Чадан. На пути от Хемчика на Чадан разбросаны усадьбы китайских торговых фирм – главная торговля Байенбо. На основание по Чадану русских заимок, сойоты и китайцы не дают пока согласия». В 8 верстах ниже устья Чадана, где к Хемчику подходит справа первый подступ степных гор, расположилось старейшее и наиболее значительное, русское торговое заведение – Максима Ивановича Бякова. Фактория Бякова есть главный русский пункт на Хемчике. Торговля Бякова широко торгует скотом, продуктами скотоводства и разным товаром. Фактория Бякова просуществовала 35 лет. Сначала он продавал русские товары, а потом на русские деньги он стал закупать пушнину за бесценок. Закупал и скот. В 1910 г. Бяков отправил в Иркутск 500 голов крупного рогатого скота, 120 лошадей. Открыл кустарным способом предприятие по переработке кожи на торговлю и на производство у него работало 4 русских, четверо тувинских и трое татарских слуг. За работу он оплачивал русскими деньгами.
Китайские торговцы открыли в Чадане 5 торговых лавок. Главную опору и защиту они видели в чиновниках. Они экономически порабощали тувинский народ: и не только это они силой брали в жены красивых тувинских девушек, распространяли венерические болезни.
Говоря, об истории Чадана нельзя не сказать о местечке Шораан – Алаак. Слово «Шораан» с монгольского преводится «тьюрма». И в 1910 г. была открыта тьюрма, куда сажали ни за что провинившихся людей, заковывали в кандалы и пытали.
Усадьба оборудована в 1909 г. Водяной мельницей, от нее же ее организуется промысловая русская рыбная ловля по Хемчику.
От Чадана к заведениям М.И. Бякова колесная дорога, идущая на восток, в обход береговых гор по Хемчику, приводит к ближайщему русскому поселению на Ениссее (Улуг – Хем) – Чаа–Холю.
Как и по описанию В. Родевича Чадан был центром Даа кожууна потому, что здесь было сосредоточено духовенство – ламаизм со своими Нижне– и Верхне– Чаданскими хурээ (монастырями).
А в 1929 году осень Бээзи кожуун был назван Барун – Хемчикским, а Даа кожуун был назван Дзун – Хемчикским со столицей Чаданом.
Дзун – Хемчикский кожуун располагается в зоне континентального климата центральной части азиатского материка. Континентальность в условиях Республики Тыва усугубляется обрамлением низкогорного кожууна крупными горными массивами (Алтаем, Западным и Восточным Саянами хребтами Хандагайтинской группы Северной Монголии), а также сложным рельефом территории, состоявшим из ряда нагорий, горных цепей, лежащих между ними котловин.
Территория Дзун–Хемчикского кожууна в Северо–Западной части республики Тыва, центром кожууна является г. Чадан в 225 км. От столицы республики города Кызыла.
Основным средством сообщения, связывающим с другими кожуунами является автотранспорт. Ближайшая железнодорожная станция Абаза, находится в 330 км.
Фотографии из архива Вячеслава Монгуша, АУ Редакции газеты "Чаа орук" и открытых источников
#Даакожуун260лет
#ЧааОрук