Уважаемые коллеги, дорогие учителя!
Уважаемые коллеги, дорогие учителя!
В преддверии нового учебного года мы традиционно подводим итоги, награждаем отличившихся и ставим новые цели. Ловил себя на мысли о формальных показателях, цифрах, целевых индикаторах… Но почему-то в памяти всплыла совсем другая картина — простая, но такая важная история из детства.
Мне было лет семь, я учился во втором классе. Мама, бухгалтер совхоза, взяла меня с собой в командировку в райцентр. Мы поехали на уазике, на месте пассажира сидел сам директор совхоза — человек статный, немногословный, авторитетный. Больше всего меня тогда восхищало не его положение, а то, как он уверенно держался за тот самый железный ободок на панели машины. Как смотрел далеко вперед, иногда давая указания водителю жестом левой руки, а правой крепко сжимая тот самый «жезл».
Когда мы приехали в райисполком и взрослые ушли по делам, я, недолго думая, перебрался на переднее сиденье и ухватился за эту же железную деталь. И в тот день я не отпускал ее до самого вечера, пока мы не вернулись домой в Ак-Эрик. Помню, как мама ругалась и просила меня вернуться на заднее сиденье. Но директор, к моему удивлению, остановил ее и сказал: «Оставь. Пусть сидит. Когда вырастет, будет тут начальником».
Тогда я не придал этим словам особого значения — я был счастлив просто сидеть на переднем сиденье и держаться за «руководящую» железку. Мы объездили полрайона, и моему счастью не было предела.
Но прошло почти 40 лет. И его слова оказались пророческими. Сила слова… Вот о чем я хочу сказать сегодня.
Учитель играет ключевую роль в судьбе ребенка. Порой даже одно случайное, но поддерживающее слово может окрылить, дать веру в себя, стать тем самым «жезлом», за который так крепко держится ребенок в поездке под названием «жизнь». И, увы, одно неосторожное, негативное слово может оставить неизгладимую рану.
Вспоминая свои школьные годы, я до сих пор слышу голоса своих любимых учителей и воспитателей, которые говорили мне: «Ты сможешь!». Это простое «ты сможешь» значит для ребенка больше, чем все формальные показатели вместе взятые.
Безусловно, у нас есть цифры, отчеты и целевые индикаторы — это неизбежная часть нашей работы. Но помимо этого формализма мы не имеем права забывать о главном: к каждому ученику нужно подойти индивидуально. Детская душа — это хрупкий самородок, который требует к себе особого, бережного отношения при «огранке».
Я желаю всему нашему педагогическому сообществу Тес-Хемского кожууна, чтобы в новом учебном году у нас хватило мудрости, терпения и душевных сил не только для выполнения планов, но и для того, чтобы говорить нашим детям то самое простое, но такое важное: «Ты сможешь!».
Желаю воплощения всех задуманных планов и, самое главное, — мудрости. С новым учебным годом!