Госпаблики: Лента новостей Портала Республики Тыва
В Туве начала работу научно-практическая конференция «Кочевые цивилизации народов Центральной и Северной Азии: история, состояние, проблемы»
В Туве начала работу научно-практическая конференция «Кочевые цивилизации народов Центральной и Северной Азии: история, состояние, проблемы»


19.06.2025 17:52
Открытие IV Всероссийской научно-практической конференции «Кочевые цивилизации народов Центральной и Северной Азии: история, состояние, проблемы» состоялось сегодня в Правительстве Тувы. От имени Главы республики Владислава Ховалыга участников научного собрания приветствовал заместитель Председателя Правительства Республики Тыва Орлан Сарыглар.  Программа конференции состоит из пленарной и научной частей, во время которых участники заслушают доклады о научных работах, проводимых по обозначенной теме исследователями из разных регионов России и ближнего зарубежья.
IV Всероссийская научно-практическая конференция «Кочевые цивилизации народов Центральной и Северной Азии: история, состояние, проблемы» проходит при поддержке Фонда «История Отечества» Российского исторического общества, Института истории материальной культуры РАН и Правительства Тувы. Впервые конференция состоялась в 2009 году при содействии Красноярского педагогического университета и личной поддержке его ректора, доктора исторических наук, профессора Николая Дроздова по инициативе доцента ТувГУ Андрея Ашак-оола, которому в этом году исполнилось бы 65 лет. 
Приветствуя участников конференции, заместитель Председателя Правительства Республики Тыва Орлан Сарыглар отметил, что мероприятие посвящено нескольким знаменательным датам: 80-летию Великой Победы и 110-летию тувинской археологии, 100-летию образования Академии наук СССР, 65-летию саяно-тувинской этнографо-археологической экспедиции. Зампред обозначил особое значение конференции в изучении археологии, этнографии и истории кочевых народов Центральной и Северной Азии. По словам Сарыглара, конференция дает молодым ученым уникальную возможность перенять опыт и получить знания по методам изучения истории народов Центральной и Северной Азии. «Главным условием сохранения исторической памяти народов Центральной Азии в условиях глобализации и цифровизации должна стать консолидация научных исследований», - сказал вице-премьер. Поэтому перед научным сообществом ставится задача объединение усилий в разработке и реализации совместных исследовательских проектов в рамках научных лабораторий. 
В пленарной части научного собрания участники заслушали доклады на темы: «Тюрко-монгольские политические традиции во взаимоотношениях Российской империи с казахами Младшего и Среднего жузов», «Древние пути миграции человека в Северной Азии», о проекте «Сохранение и развитие традиционного тувинского кочевничества как историко-культурного достояния России», о проблемах периодизации и хронологии древних культур Тувы, о современных тувинских праздниках как этнографических феноменах. 
После пленарной части работа конференции продолжилась на площадках тематических секций. Вниманию слушателей были представлены доклады об истории исследований древних и традиционных культур Центральной и Северной Азии, о памятниках истории и культуры православия в Туве, о памятниках косторезного искусства эпохи ранних кочевников и другие. На секции «Этнотрансформационные и этносоциальные процессы в Центральной и Северной Азии» говорили о сохранении языка, истории и культуры кочевых народов. Работа секций продолжится завтра.
Участники конференции приняли участие в открытии выставки «Вехи тувинской археологии» в музее «История и материальная культура народов Центральной Азии им. А. Ч. Ашак-оола», где также состоялась презентация монографии А.  Ашак-оола «Земледелие Тувы с древнейших времен до монгольского завоевания (III тыс. до н.э. – XIV в.)».
Завтра участников конференции также ждет поездка в Пий-Хемский район на курган Аржаан и раскопки кургана Туннуг-1.

Дата публикации: 19.06.2025

Теги: 
Количество показов: 804
Тип:  Новость органа
Источник информации:  Портал Республики Тыва
Размещение на сайте:  Лента новостей
Источник (URL):  https://rtyva.ru/press/news/5213/
Госпаблики вКонтакте




История образования Даа кожууна Даа кожуун был образован 1765 году. Он был пятым кожууном, входившим в подчинение Амбын-Нойона Тувы и был самым крупным по территории и почисленности населения. Название «Даа» означает - «Большой». Его территория простиралась от Саянских гор до Танну-Олы на юге и от Кузнецкого Алатау до Элегеста на востоке. В настоящее время эти земли охватывают Дзун-Хемчикский, Сут-Хольский, Улуг-Хемский, Чаа-Хольский и Овюрский кожууны. Даа хошун делился на десять сумонов: Ак-Монгуш, Кара-Монгуш, Кедек Ооржак, Ондар, Хомушку, Улуг Ховалыт, Биче Ховалыт, Иргит и Саая, управлялся удельным князем и был одним из самых многочисленных хошунов. Его центром был Чадан, где находился Нижнечаданский хурээ. После отстранения от власти Гун Дамби в 1764 году, на его место ставят Зайсана Шыырапа из этого же хошуна. С момента правления Шыырапа (Шарап-нойон) Даа кожууном до последнего нойона Буяна-Бадыргы сменилось 10 нойонов: 1 Шыырап (1765-1785) 2 Серге (Сарги) (1785-1798) 3. Дамчай (Демчи) (1798-1813) 4. Шонгур (Сунгар) (1813-1841) 5. Бызыя (Базыр) (1841-1876) 6. Хомушку Базыр (1876-1878) 7. Дугар (1878-1884) 8. Дугер (1884-1885) 9. Сарай (1885-1890) 10. Хайды (Буурул-нойон) (1890-1909) 11. Буян-Бадыргы (1909-1921) Даа кожуун был вторым по значимости консолидирующим центром Тувы после Самагалдая Оюнарского хошуна. Его правители, такие как Монгуш Хайдыш и его приемный сын Буян-Бадыргы, обладали мудростью и терпением, необходимыми для достижения целей. Этот регион славился не только политическими достижениями, но и развитием поливного земледелия, сохранением тувинского языка и созданием тувинской письменности. Здесь зародилась уникальная традиция горлового пения, которая получила мировое признание. Даа кожуун также был важным центром религиозной жизни, где действовала школа при Верхне-Чаданском хурээ под руководством известного ламы Лопсан-Чамзы. Долина Хемчика, расположенная на территории этого кожууна, является музеем памятников древнетюркской письменности и петроглифов, что подчеркивает его культурное и историческое значение. В 1929 году Даа кожуун был преобразован в Дзун-Хемчикский кожуун. Слово «Дзун» означает с монгольского языка — «восточный» . #ДааКожуун #Тува


Бродячий скот создают аварийные ситуации Основной причиной дорожно-транспортных происшествий с наездом на животных становится бесконтрольный выпас КРС и МРС. В результате наезда погибают животные, водители получают телесные повреждения, а транспортные средства - серьёзные механические повреждения. При выпасе скота на луга и пастбища хозяевам не следует оставлять скот без присмотра, особенно вблизи автомобильных дорог. Это требование к погонщикам КРС и МРС прописано в правилах дорожного движения России. Для животноводов, чьи подсобные хозяйства и чабанские стоянки расположены вблизи автотрасс, следует быть особенно внимательными. Ведь у них существует постоянный риск потери голов скота выращенных посильным трудом. В целях недопущения наездов на скот Администрация Овюрского кожууна Республики Тыва напоминает собственникам КРС и МРС, что за свободный выпас скота грозит согласно ст. 5.3 гл. 5 Закона РТ № 905 ВХ-2 Кодекса РТ об административных правонарушениях, штраф на граждан в размере от 500 до 1000 рублей, на должностных лиц - от 1000 до 2000 рублей, на юридических лиц - от 3000 до 5000 рублей. А в случаях если по причине свободного выпаса КРС и МРС случилось ДТП, то ущерб в таких ДТП должен возмещать владелец скота. Если в аварии есть пострадавшие, то предусмотрена и уголовная ответственность. Также, Администрация кожууна призывает собственников КРС и МРС обозначать скот световозвращающими элементами и наносить на рога или другие части тела флуоресцентную краску, обеспечивающие видимость животных в темное время суток. Так скот станет заметнее на проезжей части.